четверг, 22 сентября 2011 г.

Закупки товаров и услуг юридическими лицами Югры, контрольный пакет которых находится в собственности округа и муниципалитетов, станут более прозрачными и открытыми для всех участников рынка

Об этом шла речь на прошедшем сегодня заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции, который провела губернатор Югры Наталья Комарова. В его работе приняли участие руководители ключевых надзорных и правоохранительных органов, окружных департаментов, а также главы ряда муниципальных образований. Основной темой обсуждения стало противодействие коррупционным механизмам в таких чувствительных сферах, как реализация жилищной политики и организация государственных и муниципальных закупок.
«Сегодня мы рассмотрим ряд вопросов, среди которых особо стоит выделить меры по противодействию коррупционным проявлениям при обеспечении участия граждан в жилищных программах автономного округа, в том числе связанных с поддержкой ипотеки, - обозначила фарватер предстоящей дискуссии Наталья Комарова в начале заседания. - Мероприятия жилищных программ носят массовый характер, на них направляются значительные средства бюджетов всех уровней, поэтому и контроль за эффективностью их реализации на каждом из этапов должен быть адекватным их высокой значимости для населения. Эта задача должна осуществляться правовыми и административными рычагами с получением постоянной обратной связи от людей. Письма и жалобы граждан, которые мы получали в прошлые годы и получаем в настоящее время, говорят о том, что факты нарушений при формировании очередей, определении «северного» стажа, расчете размера субсидий или при разъяснении людям их законных прав встречаются практически в каждом муниципалитете. Само по себе это говорит либо о наличии потенциальной коррупционной составляющей в данном секторе – чиновники пытаются спекулировать и пользоваться тем, что люди не в полной мере владеют правовыми знаниями в этом крайне значимом для них вопросе, либо о непрофессионализме или равнодушии. В любом случае такие факты нужно пресекать и привлекать к ответственности виновных».

В свою очередь директор департамента жилищной политики Рустам Мирсаяпов отметил, что сейчас в этой сфере наиболее коррупциогенными участками административной процедуры являются вопросы постановки на учет для участия в жилищных программах, продвижения очереди и определения размера субсидии. На их формализацию и исключение субъективного человеческого фактора направлены инициативы курирующего департамента. В частности, по заверению Рустама Мирсаяпова, в течение ближайшего года в Югре будет внедрен специальный программный комплекс, который позволит стандартизировать рабочее место специалиста по жилищной политике и использовать единые и сквозные стандарты в любом населенном пункте региона, гарантированные методами машинного контроля.

Наталья Комарова подчеркнула, что помимо предложенной инициативы необходимо расширить работу и в других направлениях. «Очевидно, что там, где есть очереди – а в жилищном вопросе они, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время все еще значительные, – там всегда богатство потенциальных возможностей для коррупции. Здесь бдительность самих людей, их высокая гражданская ответственность, на мой взгляд, способны стать реальным заслоном для тех, кто пытается злоупотреблять своими полномочиями. Только действуя совместно с гражданами, имея налаженную обратную связь, можно снять эту проблему. Люди – наш главный союзник в этой работе, и мы должны создать условия, чтобы они видели отдачу и результат от своей активной гражданской позиции», - указала на еще один ресурс снижения коррупционной емкости губернатор.

«Важный шаг в этом направлении уже сделан, - акцентировала внимание собравшихся Наталья Комарова. - В апреле мы приняли порядок реализации жилищной программы, регламентирующий вопросы предоставления субсидий, признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета участников программы, основные условия для оказания государственной поддержки и основания для отказа в участии в целевой программе, виды и объемы возможной помощи и другие вопросы. Этот документ мы намерены совершенствовать по мере формирования правоприменительной практики наряду с необходимостью принятия еще одного важного акта - административного регламента, который будет регулировать оказание этих услуг населению. Эти два документа должны стать реальным рычагом контроля на каждом этапе действия чиновников. Именно поэтому они должны быть публичными и системными».

Вторым значимым вопросом заседания стали меры по выявлению сделок, заключаемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями с юридическими лицами, фактически не осуществляющими свою деятельность. «Это болезненный вопрос. Очень часто при рассмотрении проблем, возникающих на этом поле, мы апеллируем к тому, что нам мешает эффективно работать федеральное законодательство в этой области, - дала свою оценку ситуации Наталья Комарова. - Но это далеко не главная проблема как показывают соответствующие проверки и даже следственные действия. В Югре действует специальная межведомственная рабочая группа, задачи которой - предотвратить вывод денег в теневой оборот, пресечь попытки их перевода фирмам-однодневкам и посредникам, выявлять и расследовать факты хищений и нецелевого использования бюджетных средств. Но, очевидно, что этого недостаточно для системной борьбы с коррупцией в этом секторе».

По приведенным на заседании данным следует, что только за прошлый год налоговые органы проанализировали свыше 12 тыс. государственных контрактов на общую сумму порядка 22 млрд. рублей. При этом было выявлено около 210 контрактов, попадающих под подозрение в связи с деятельностью так называемых «фирм-однодневок», а 1 контракт был вовсе заключен с уже ликвидированным юридическим лицом. «Важным профилактическим фактором, предотвращающим нарушения в сфере госзакупок, является повышение информационной открытости, - отреагировала на озвученную статистику Наталья Комарова. - Этот принцип уже закреплен в федеральном законе №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он вступает в силу с 1 января 2012 года и распространяется не только на государственные корпорации и компании, государственные унитарные предприятия, но и на хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%. В связи с этим нам необходимо принять директивы автономного округа по вопросу об обеспечении внесения во внутренние документы компаний, подпадающих под действие закона, положения, регламентирующего порядок осуществления закупок, в том числе обязательное размещение на сайте компании информации о планируемых заказах, а также сведений о заключённых контрактах. Поручаю окружному департаменту по управлению государственным имуществом в кратчайшие сроки провести эту работу в полном объеме с тем, чтобы мы были готовы в правовом отношении к сроку, который определен нормой федерального закона».

Сообщает Пресс-служба Губернатора

Комментариев нет:

Отправить комментарий