среда, 3 ноября 2010 г.

Обзор основных вопросов, часто задаваемых работниками бюджетных учреждений и первичными профсоюзными организациями, и ответы на них

Обзор основных вопросов, часто задаваемых первичными профсоюзными организациями и ответы на них 





Вопросы работников учреждений здравоохранения 



Вопрос: «Как можно решить вопрос более тесного взаимодействия работников профсоюза с руководителями лечебных учреждений»? 

Ответ: «Всем руководителям лечебных учреждений дано поручение о приглашении на все аппаратные совещания работников Профсоюза. Также предлагаем размещать интересующие вопросы в электронной приемной на сайте Департамента здравоохранения автономного округа». 



Вопрос: «Как решается вопрос обеспечения жильем сотрудников Окружной клинической больницы г. Ханты-Мансийска»? 

Ответ: «Данный вопрос всегда находился на особом контроле Департамента здравоохранения. На данный момент находится на рассмотрении заявка Департамента здравоохранения на предоставление жилья для сотрудников Окружной клинической больницы г. Ханты-Мансийска в гостиничном комплексе «Олимпийский». 



Вопрос: «Почему не всегда выплачивается премия к праздничным датам, например, к профессиональному празднику»? 

Ответ: «Премии к праздничным датам выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда. Кроме того, имеются средства на выплату надбавок стимулирующего характера (20% к фонду оплаты труда), которые также можно использовать на выплату премий». 



Вопрос: «Будет ли работать Скорая медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования»? 

Ответ: «Да будет, но только с 2013 года в соответствии с проектом закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». 



Вопрос: «Почему работникам здравоохранения округа не выплачивается надбавка за звание «Заслуженный работник здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»? 

Ответ: «Надбавки выплачиваются за почетные звания и награды только государственного уровня, например – Заслуженный врач РФ, Народный врач». 



Вопрос: «В связи с отменой распоряжения Правительства автономного округа №258–р «О социальной защите работников противотуберкулезной службы», сохранится ли льгота работникам в виде 14 дней дополнительного отпуска»? 

Ответ: «Сохранится, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, так как устанавливать дополнительные отпуска – это полномочие РФ». 



Вопрос: «Как оздоравливаться работникам здравоохранения»? 

Ответ: «Оздоровление проводится через лечебно – профилактические учреждения автономного округа диспансерной группы населения автономного округа. Разделение по профессиям не проводится. Путевки выделяются согласно Постановлению Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 19 февраля 2010 г. № 53-п «О порядке направления диспансерной группы населения Ханты - Мансийского автономного округа – Югры на санаторно – курортное лечение». Санаторное лечение проходит на базе учреждения Ханты - Мансийского автономного округа «Санаторий «Юган» за счет средств бюджета автономного округа. 

Медицинские работники, получающие высокотехнологичную медицинскую помощь в специализированных учреждениях за пределами автономного округа, с 2010 года согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2009 года № 138н «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно - курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России» могут быть направлены в санатории Российской Федерации при наличии показаний. 

Оздоровление работников при острых заболеваниях (острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения и т.д.) проводится за счет средств бюджета автономного округа в специализированных отделениях санаториев автономного округа, Тюменской области, Омской области. Показания определяются лечащими врачами. 

Все работники, не состоящие на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, должны оздоравливаться за счет материальной помощи на оздоровление и профилактику заболеваний, выделяемой к отпуску работника». 



Вопрос: «Как получить звание «Ветеран труда» простой медсестре или санитарке»? 

Ответ: «Для получения звания «Ветеран труда» обязательно наличие государственных наград. Лица, проработавшие на менее 15 лет в системе здравоохранения автономного округа и не имеющие медицинского образования, могут претендовать на звание «Заслуженный работник здравоохранения автономного округа» с последующим присвоением ему звания «Ветеран труда». 



Вопросы работников учреждений социальной защиты населения 


Вопрос: Какие меры социальной поддержки отдельным категориям работников государственной системы социальных служб предусмотрены в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре? 

Ответ: Согласно федеральному законодательству меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. 

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2005 № 47-оз «О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» установлены меры социальной поддержки: 

социальным работникам государственной системы социальных служб; 

медицинским работникам государственной системы социальных служб; 

работникам государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних. 

Кроме того, на работников государственной системы социальных служб распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации; нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; внутренними локальными документами учреждений. 

Так, статья 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. В частности, в ней предусмотрены нормы, касающиеся не служебных командировок, а служебных поездок для определенных категорий работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, имеет разъездной характер. 

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, должны устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором. При этом в трудовом договоре в обязательном порядке должно быть предусмотрено обязательное условие трудового договора - «постоянная работа имеет разъездной характер» (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Что же касается вопроса страхования на случай причинения вреда здоровью или смерти работника при исполнении служебных обязанностей, то напоминаю, что статьей 184 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания. 

Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно законодательству все физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта) подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 



Вопрос: Продолжительность рабочего времени работников, относящихся по роду своей деятельности к «педагогическим» в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 

Ответ: Деятельность образовательных учреждений осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании», которым определены: типы учреждений, принципы и общие требования к образовательному процессу. 

Учитывая в совокупности нормы Закона Российской Федерации «Об образовании» учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не относятся к образовательным учреждениям, осуществляющие образовательный процесс. 

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. 

При этом для педагогических работников, в зависимости от должности и (или) специальности, с учётом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации, т.е. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». 

На федеральном уровне не урегулирован порядок установления продолжительности рабочего времени педагогическим работникам иных учреждений, в том числе учреждений социального обслуживания, в связи с чем, при установлении продолжительности рабочего времени необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства Российской Федерации (статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации). 



Вопрос: О предоставлении основного удлиненного оплачиваемого отпуска работникам, относящимся по роду своей деятельности к «педагогическим». 

Ответ: Постановлением от 11 мая 2007 года № 283 Правительство России признало утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций», в соответствии с пунктом 1 которого право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска ранее имели педагогические работники учреждений социального обслуживания системы социальной защиты населения. 

В результате часть педагогических работников, занятых в учреждениях социального обслуживания населения и ранее имевших право на удлиненный основной оплачиваемый отпуск, утратили это право. 

Учитывая актуальность данного вопроса и образовавшийся правовой пробел по данному вопросу, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 576 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 724» внесены изменения в пункт 9 приложения к указанному постановлению. 

Данный пункт дополнен словами «учреждения и предприятия социального обслуживания», а также дополнен перечнем должностей, которым устанавливается продолжительность ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска в количестве 56 календарных дней: социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, методисты, инструкторы-методисты, инструкторы по труду. 

Указанный перечень является исчерпывающим и самостоятельному расширению не подлежит. 

Таким образом, работникам учреждений социального обслуживания, занимающих должности перечисленных в пункте 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 724, устанавливается продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска в количестве 56 календарных дней. 



Вопрос: О выплате выходного пособия работникам социальной сферы, уволенным по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. 

Ответ: Материальное стимулирование работников учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры регулируется постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 октября 2010 года № 256-п «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», а также коллективным договором учреждения. 

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 октября 2010 года № 256-п предусмотрены: 

ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в размере от 10 до 40 процентов (в зависимости от стажа работы), 

единовременное премирование к юбилейным и праздничным датам, 

выплаты компенсационного характера. 

При этом, с учетом действующих норм трудового законодательства работодатель имеет право предусматривать иные социальные гарантии для работников учреждения, в том числе единовременную выплату выходного пособия работнику, уволенному по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, установив порядок предоставления их в коллективном договоре. 



Вопрос: Порядок отчисления средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. 

Ответ: Статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено отчисление работодателем денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, в случаях, предусмотренных коллективным договором. 

Пункт 4.2. Межотраслевого тарифного соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ассоциацией профсоюзных организаций разрешает учитывать в сметах доходов и расходов (в бюджетной смете) государственных учреждений отчисления денежных средств профсоюзным организациям не менее 0,15% от объема ассигнований, направляемых на фонд оплаты труда для проведения культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работы в коллективе, в соответствии с коллективным договором. 

Прежде всего, в коллективном договоре обязательно должны быть установлены условия и конкретные случаи, когда (и на что) работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. 

Работодатель, формируя свою смету, обязан рассматривать возможность таких отчислений (ст. 377 ТК РФ) в пределах доведенного объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год. Поэтому руководителю учреждения необходимо проводить работу по оптимизации бюджетных расходов и определению приоритетов в расходовании средств, в том числе для отчисления профсоюзу для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. 

Вопрос планирования отчислений первичным профсоюзным организациям относится к ведению руководителя учреждения, который должен обеспечивать при составлении сметы учреждения расходы первоочередного и обязательного характера, в том числе предусмотренные соответствующими условиями коллективного договора. 

Руководитель учреждения обязан создавать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и Межотраслевым тарифным соглашением между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ассоциацией профсоюзных организаций. 



Вопрос: Порядок формирования тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре? 

Ответ: Плата за жилищно-коммунальные услуги состоит из платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги. 

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. 

Состав общего имущества, требования к его содержанию, правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ….». 

Согласно подпункту д) пункта 11 Требований к содержанию общего имущества (приложение к названному постановлению), сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов входит в состав содержания общего имущества. 

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня должен быть указан в договоре управления между собственником помещения и управляющей организацией. В случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества собственники помещений вправе обратиться в управляющую организацию с заявлением об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а управляющая организация обязана снизить размер платы. 

В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). 

Для сведения: утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов входит в состав коммунальных услуг (Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»). 

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается: 

исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг; 

по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством. 

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в зависимости от конструктивных и технических параметров жилых домов, степени благоустройства и климатических условий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». 

Тарифы на коммунальные услуги подлежат государственному регулированию. 

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения устанавливаются в рамках предельных индексов роста тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам Российской Федерации в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, а также в рамках предельных индексов роста тарифов, устанавливаемых Региональной службой по тарифам для каждого городского и сельского поселения автономного округа. 

На 2010 год тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения устанавливались в соответствии с федеральным законодательством Региональной службой по тарифам автономного округа и органами регулирования муниципальных образований. 

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство на 2011 год для потребителей всех муниципальных образований автономного округа тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения будут установлены Региональной службой по тарифам автономного округа. 

Тарифы на электрическую энергию устанавливаются Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, на тепловую энергию Региональной службой по тарифам автономного округа в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию в среднем по Югре. 

Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено следующим: 

ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию); 

увеличением объёмов электроэнергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (с 1 января 2011 года электрическая энергия для прочих потребителей в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением населения); 

поэтапным доведением базовой тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ в РФ; 

уровнем прогнозной инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития. 

На 2011 год Правительством Российской Федерации доведен рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем 115%. В связи с этим, установление тарифов на коммунальные услуги будет осуществляться с учетом индекса роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем 115%. 

Одним из способов снижения размера платы граждан за коммунальные услуги является более экономное их расходование. Для этого необходимо устанавливать индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг. 

В настоящее время в целях реализации пункта 11 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассматривается вопрос предоставления материальной поддержки на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы, отдельным жителям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры из числа малообеспеченных. 





Наиболее часто задаваемые вопросы 

работниками культуры автономного округа 



Вопрос: Принимаются ли меры по обеспечению оплаты труда работникам государственных учреждений культуры автономного округа не ниже установленного размера минимальной заработной платы в автономном округе? 

Ответ: Всем руководителям учреждений культуры направлены письма об обеспечении оплаты труда не ниже установленного размера минимальной заработной платы в автономном округе (от 02.04.2010 года № 919). Производится доплата до уровня минимальной заработной платы в автономном округе. В предоставляемой информации о средней заработной плате включен вопрос об обеспечении выплаты зарплаты не ниже установленного размера минимальной заработной платы в автономном округе. За 9 месяцев 2010 года фактов выплаты зарплаты ниже установленного размера не зарегистрировано. 



Вопрос: Как регулируются вопросы единовременного премирования работников к юбилейным и праздничным датам? 

Ответ: Единовременное премирование работников к юбилейным и праздничным датам производится при наличии обоснованной экономии по фонду оплаты труда. Порядок и условия премирования устанавливаются в коллективных договорах, в положениях о премировании. 

Кроме того, на основании штатных расписаний и на стадии формирования и утверждения смет расходов бюджетных учреждений формируется фонд выплат стимулирующего характера в размере 20 % расчетного фонда оплаты труда. Указанные средства также можно использовать на выплату премий. 



Вопрос: Какие существуют выплаты работающим в учреждениях культуры юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет? 

Ответ: Выплаты в размере одного месячного фонда оплаты труда производятся работающим юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет, проработавшим в бюджетной сфере не менее 15 лет. 



Вопрос: Предусмотрены ли выплаты неработающим юбилярам? 

Ответ: Выплаты в размере двух минимальных размеров оплаты труда производятся неработающим юбилярам (55, 60, 65, 70, 75, 80 лет), отработавшим в бюджетной сфере не менее 15 лет и уволившимся из организаций бюджетной сферы в связи с выходом на пенсию. 



Вопрос: Существует ли порядок отчисления средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу? 

Ответ: Статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено отчисление работодателем денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, в случаях, предусмотренных коллективным договором. 

В соответствии с пунктом 4.2. Межотраслевого тарифного соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ассоциацией профсоюзных организаций, в сметах доходов и расходов государственных учреждений культуры автономного округа учитываются отчисления денежных средств профсоюзным организациям не менее 0,15 процентов от объема ассигнований, направляемых на оплату труда для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в коллективе, в соответствии с коллективным договором». 



Вопрос: Существует ли дополнительная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни? 

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 08.10.2010 N 230-п "О переводе работников государственных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда", повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в такие дни. Размер доплаты составляет: 

не менее одинарной дневной ставки сверх оклада при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени; 

не менее одинарной части оклада сверх оклада за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной части оклада сверх оклада за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени». 



Вопрос: Увеличивается ли оклад за работу в сельской местности? 

Ответ: Повышающий коэффициент к окладу за работу в учреждениях (структурных подразделениях), расположенных в сельской местности, устанавливается специалистам государственных учреждений (структурных подразделений), работающим в сельской местности, в размере 0,25, за исключением оклада руководителя учреждения и окладов работников, у которых они определяются в процентном отношении к окладу руководителя. 



Вопрос: Какие существуют выплаты молодым специалистам? 

Ответ: Размер социальной поддержки молодым специалистам составляет два месячных фонда оплаты труда по занимаемой должности. Социальная поддержка молодым специалистам выплачивается один раз по основному месту работы в течение месяца после поступления на работу. Единовременная выплата молодым специалистам производится за счет средств, предусмотренных сметой учреждения на соответствующий финансовый год, а также за счет экономии средств учреждения по фонду оплаты труда. 



Вопросы работников образования 


Вопрос: В чем заключается участие профсоюзного комитета в распределении фонда надбавок и доплат? 

Ответ: Органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа при установлении новых систем оплаты труда рекомендовано учитывать постановление Правительства автономного округа от 18.04.2008г. № 82-п «О переходе государственных образовательных учреждений автономного округа на новую систему оплаты труда» (с изменениями). 

Указанным постановлением (Приложение 1) установлено, что виды надбавок и доплат к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) работников учреждений, их размеры, порядок и условия применения устанавливаются учреждением с учетом Положения о фонде надбавок и доплат по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях или локальных нормативных актах по выплатам из средств фонда надбавок и доплат. 

Порядок и условия предоставления стимулирующих выплат, распределения фонда надбавок и доплат устанавливаются учреждением самостоятельно с учетом специфики деятельности учреждения, стратегии учреждения, программы его развития, принципов и ценностей корпоративной культуры, особенностей жизненного цикла учреждения, позиционирования на рынке образовательных услуг, ежегодно утверждаются на общем собрании работников и закрепляются в локальном нормативном акте учреждения. 

Размер выплат работнику по фонду надбавок и доплат может быть изменен по представлению непосредственного руководителя работника, выборного органа первичной профсоюзной организации, управляющего совета, а также в случае добровольного отказа работника от выполнения вида работ, за которые предусмотрена надбавка. Порядок принятия решения об изменении регулируется локальным нормативным актом. 

К распределению фонда доплат и надбавок, стимулирующей его части возможно привлечение управляющего совета учреждения - коллегиальный орган, состоящий из избранных, назначенных членов и имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения (в соответствии с Законом автономного округа от 16.10.2006г. № 104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования автономного округа»). 

К полномочиям управляющего совета относится, в том числе, участие в определении системы стимулирования качественного труда работников Вашего учреждения. 

Указанным законом предусмотрены и иные формы участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением: собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся, собрания педагогических работников, профсоюзные собрания. 



Вопрос: Как осуществляется единовременное премирование работников муниципальных образовательных учреждений? 

Ответ: Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в муниципальных учреждениях. 

Порядок и условия предоставления стимулирующих выплат устанавливается учреждением самостоятельно в соответствии с принятыми локальными актами, регулирующими оплату труда. 

Единовременное премирование работников к юбилейным и праздничным датам, а также по результатам работы за год за счет обоснованной экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и иных внебюджетных источников может производится только в случаях и порядке, установленных в коллективном договоре, по согласованию с органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. 



Вопрос: За счет каких средств должна осуществляться доплата до минимального размера оплаты труда? 

Ответ: Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. 

Доплата работнику до минимального размера оплаты труда производится за счет средств работодателя. В муниципальном образовательном учреждении данные выплаты производятся из средств муниципального бюджета и внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда из фонда надбавок образовательного учреждения. 



Вопрос: Как осуществляется оплата труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда? 

Ответ: Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. 

Перечень тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. 

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. 



Вопрос: Какие меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам? 

Ответ: Предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и иным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) автономного округа осуществляется на основании закона автономного округа от 19.07.2006г. № 83-оз (в редакции 132-оз) «О социальной поддержке семей педагогических работников и иных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 18.12.2006г. № 291-п (в редакции 299-п) «Об утверждении порядка предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и иным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части: 

- снижения на 100 процентов размера оплаты жилого помещения (плата за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме); 

- снижения на 100 процентов размера оплаты электроснабжения; 

- снижения на 100 процентов размера оплаты теплоснабжения (отопления), а также стоимости топлива. 



Вопрос: Распространяется ли Порядок аттестации педагогических работников на педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности? 

Ответ: Да, распространяется. На основе Порядка аттестации, утвержденного приказом от 24 марта 2010 года № 209, аттестуются педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности. 



Вопрос: Распространяется ли действие Порядка аттестации педагогических работников на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений? 

Ответ: В соответствии с пунктом 12 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится только установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. 

Вопрос о возможности распространения Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209, на педагогических работников негосударственных образовательных учреждений требует дополнительной проработки. 



Вопрос: Могут ли претендовать на высшую квалификационную категорию педагогические работники (преподаватели НПО, СПО, мастера производственного обучения, воспитатели, в т.ч. дошкольных учреждений, педагогические работники коррекционных образовательных учреждений), воспитанники которых по объективным причинам не имеют возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах всероссийского и международного уровня, поскольку они для них не проводятся? 

Ответ: Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях могут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся. 

Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории. 



Вопрос: Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности? 

Ответ: Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности. 





Вопрос: Если у работника истёк срок действия квалификационной категории, и он не обратился в аттестационную комиссию, то в какой срок руководитель образовательного учреждения должен подготовить и направить в аттестационную комиссию представление для прохождения педагогическим работником аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности? 

Ответ: Порядок аттестации педагогических работников не устанавливает для работодателя конкретного срока для направления представления. Следовательно, работодатель сам решает вопрос о том, когда такое представление направляется в аттестационную комиссию. 



Вопрос: Проходят ли лица, выполняющие педагогическую работу по совместительству, аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, если по основному месту работы они проходили такую аттестацию? 

Ответ: Работодатель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел. 



Вопрос: Если квалификационное испытание и заседание аттестационной комиссии проходят за пределами населенного пункта, в котором проживает педагогический работник, за счет каких средств должно обеспечиваться его участие в квалификационных испытаниях и аттестации? 

Ответ: Учитывая, что аттестация является процедурой, предусмотренной законодательством, и осуществляется в рамках трудовой деятельности работника, то работодатель в соответствии с коллективным договором должен обеспечивать за счет средств образовательного учреждения участие работников в аттестационных процедурах, в т.ч. вне места проживания работника. 



Вопрос: Обязаны ли работодатели после 1 января 2011 года единовременно направлять представления в аттестационную комиссию на всех педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия их занимаемым должностям? 

Ответ: Нет, не обязаны. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяется работодателем. 



Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности? 

Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности? 

Ответ: Нет, не имеет, поскольку аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических работников является обязательной, если они не имеют квалификационной категории, либо не подлежат аттестации в соответствии с пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников. 

Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника. Следовательно, в соответствии со статьёй 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. 



Вопрос: В пункте 17 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Вправе ли работодатель представлять к этой аттестации педагогического работника, у которого не закончился срок действия второй квалификационной категории? 

Ответ: Нет, не вправе. В течение срока действия второй квалификационной категории педагогический работник также не подлежит аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. 





Вопрос: Каким образом аттестационная комиссия может создавать экспертные группы, на каких условиях должны привлекаться эксперты для участия в их работе, как должна финансироваться их деятельность? 

Ответ: Принимая во внимание, что право формирования аттестационных комиссий отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, то и порядок финансирования их деятельности, полномочия по комплектованию экспертных групп и другие вопросы решаются этими органами власти при создании аттестационных комиссий. 



Вопрос: Если педагогический работник не является членом профсоюза, требуется ли при его аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности включение в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации? 

Ответ: Нет, не требуется. Необходимость включения представителя выборного органа первичной профсоюзной организации при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой должности обусловлена тем, что такая аттестация может послужить основанием для увольнения работника по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Для членов профсоюза увольнение по этому основанию согласно части второй статьи 82 ТК РФ допускается только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ. 

Следовательно, в состав аттестационной комиссии при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой должности в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации только в том случае, если аттестуемый является членом профсоюза. 



Вопрос: С какой целью в абзаце третьем п. 6 Порядка аттестации педагогических работников при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой им должности предусмотрено требование о включении в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации? 

Ответ: Включение в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется в целях защиты прав педагогических работников и обусловлено требованиями части третьей ст. 82 ТК РФ, в соответствии с которой при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. 



Вопрос: Каким образом до сведения педагогического работника должен доводиться график работы аттестационной комиссии? 

Ответ: Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает необходимость доведения до сведения педагогических работников графика работы аттестационной комиссии. 

В соответствии с пунктом 21 Порядка аттестации педагогических работников предусматривается доведение работодателем до педагогических работников информации о дате, месте и времени проведения аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности. Такая информация до сведения педагогического работника должна быть доведена не позднее чем за месяц до начала аттестации. Факт ознакомления с такой информацией удостоверяется подписью работника с указанием соответствующей даты. В случае отказа работника от ознакомления с данной информацией работодатель составляет акт. 

Что касается доведения до педагогического работника информации о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, то такая информация доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмотрения его заявления в соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников. 


Вопрос: Проходят ли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории и на подтверждение занимаемой должности педагогические работники государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующие общеобразовательные программы, а также образовательные программы начального и среднего профессионального образования? 
Возможно ли применение до вступления нового порядка аттестации в силу при проведении аттестации педагогических и руководящих работников письмо Федерального агентства по образованию от 28 сентября 2005 года №1158/12-17 «О порядке прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений»? 

Ответ: Порядком аттестации педагогических работников определены правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно – педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы). 

Таким образом, если в учреждении высшего профессионального образования реализуются указанные образовательные программы, то педагогические работники вправе проходить аттестацию в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также в установленном порядке проходят аттестацию для подтверждения соответствия их занимаемым должностям. 

Принятие соответствующих документов, связанных с аттестацией педагогических работников образовательных учреждений федерального подчинения, учредителем которых являлось Федеральное агентство по образованию, будет осуществляться по мере завершения мероприятий по ликвидации Рособразования и реорганизации Минобрнауки России, а также определения полномочий соответствующего департамента Минобрнауки России. 

Рекомендации Федерального агентства по образованию «О порядке прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений» связаны только с применением Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 года № 1908, которое утрачивает силу с 1 января 2011 года. 





Вопрос: Допускается ли при аттестации педагогических работников установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.? 

Ответ: Установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней, званий и требований к ним не допускается, поскольку в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, утвержденным приказом от 24 марта 2010г. № 209, проведение аттестации осуществляется в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым только к первой или высшей квалификационной категории. 





2 комментария:

Анонимный комментирует...

Здравстуйте
Хотелось бы узнать почему на ОТРК "Югра" не повысили зарплату на 7% - как обещали с сентября?

Анонимный комментирует...

Здравстуйте
Хотелось бы узнать почему на ОТРК "Югра" не повысили зарплату на 7% - как обещали с сентября?

Отправить комментарий