понедельник, 25 октября 2010 г.

Доклад Губернатора Югры Натальи Комаровой на заседании Президиума Госсовета РФ

Доклад Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Н.В. Комаровой на заседании Президиума Госсовета РФ
25 октября
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги.

Обсуждение мер поддержки граждан старшего поколения на таком уровне – действительно, одно из востребованных и ожидаемых обществом решений. Занимаясь подготовкой доклада, анализируя то, как «живет» эта тема в отдельных субъектах РФ и в Российской Федерации в целом, члены рабочей группы отметили, что происходит смена представлений и негласных установок, существовавших в отношении пожилых.

Сегодня ситуация меняется - трудовой и общественный потенциал старшего поколения становится востребованным обществом. В этой связи еще раз с благодарностью отмечу вклад наших ветеранов Великой Отечественной войны – они победили в 45-ом, сегодня они помогают обществу научиться уважительно относиться к взрослому человеку. Забота о ветеранах «вытягивает» вперед работу социальных служб, медицину. В целом для страны играет роль социального локомотива.

Для большинства людей модернизация общества и состоит в том, чтобы страна становилась все более обустроенной для граждан всех возрастов – от самого рождения до глубокой старости.

Вы отметили, Дмитрий Анатольевич, те меры, которые уже приняты в развитии пенсионного обеспечения, но, тем не менее, усилий одного только государства на этом поле недостаточно. Перспективным направлением повышения финансовой обеспеченности людей старшего поколения является создание корпоративных социальных фондов. Нужно отметить, что именно они предусматривают возможность получения дополнительного пакета услуг по медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению, оздоровлению, предоставлению социальных выплат после выхода работника на пенсию. Кстати эта система довольно большое распространение имеет в зарубежных странах. Подобные социальные системы действуют и у нас в стране. Этим занимаются и компании, которые осуществляют свою трудовую деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и в ряде других субъектов федерации. Поэтому остается актуальной тема, которая позволила бы мотивировать предприятия, стимулировать бизнес на создание такого рода фондов на предприятиях.

Рабочая группа считает, что базовой проблемой для старшего поколения является, так называя, социальная изоляция, когда с возрастом человек теряет вовлеченность в общественные процессы. Ставя задачу найти решения, которые способны продлить активное долголетие пожилых людей, мы выделили несколько ключевых, на наш взгляд, направлений фокусировки усилий.

Первое – это возможность продолжать трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста. Члены рабочей группы считают, что сложилась потребность в том, чтобы законодательно обеспечить для достигающих пенсионного возраста людей права на получение услуги по самозанятости и обучение основам предпринимательства, компьютерной грамотности и другим знаний. При этом пенсионерам не будет присваиваться статус безработных, и поэтому не нужно будет выплачивать им пособия по безработице и стипендии, но зато будет предоставлена возможность найти или создать себе рабочее место.

Второе важное направление поддержки деятельного долголетия – это обеспечение высокого качества медицинских и социальных услуг, повышение их доступности.

Как уже отметили, Дмитрий Анатольевич, наиболее болезненную часть этой темы – лекарственное обеспечение. Здесь, изучив опыт разных субъектов Российской Федерации, расскажу об альтернативной сложившейся системе, при которой государство покупает не препараты, а услугу по лекарственному обеспечению граждан. Она уже внедрена в Нижегородской области и частично запущена в Липецкой и Ростовской областях. При такой системе отобранный по конкурсу исполнитель приобретает лекарства на товарной бирже, где зарегистрировано около сотни производителей. В этом случае, безусловно, снижается стоимость этих услуг и препаратов. Как говорит опыт субъектов Российской Федерации, фактически минимум на 18% в среднем и при этом еще становятся конкурентоспособными российские производители лекарств. Кроме того, существенно снижаются негативные последствия, сложившиеся в традиции применения 94-ФЗ.

Воспользовавшиеся таким механизмом, субъекты Российской Федерации считают, что необходимо изучить возможность распространения этого опыта в масштабах всей страны.

Что касается второго аспекта – социальных услуг – хотелось бы отметить, что сегодня этот сектор ограничен в росте, из-за государственной монополии.

Очевидно, что, открыв доступ бизнесу и некоммерческим организациям в этот сектор, в конечном счете, мы сможем перейти к развитию конкурентоспособного сектора социального сервиса.

Для активизации коммерческих и некоммерческих организаций, готовых работать в секторе социальных услуг, прежде всего, необходимо на федеральном уровне заполнить юридические «пустыри». Необходимо уравнять в правах на оказание социальной помощи государственные и негосударственные социальные службы, сформировать госзаказ на гарантированные и дополнительные социальные услуги. Есть потребность в установлении стандартов, норм и нормативов в области социального обслуживания каждой из категорий населения, в правовом урегулировании особенностей договорных отношений при оказании социальных услуг.

Уже сегодня можно говорить о том, что в регионах существуют наработки для пилотных проектов в сфере государственно-частного и общественно-государственного партнерства. Например, в Санкт-Петербурге уже реализуется проект «тревожная кнопка», связанный с оказанием экстренной социально-медицинской помощи пожилым гражданам и инвалидам; в Оренбургской области – проект по организации паломнических туров для пенсионеров; в Самарской области налажено сотрудничество с «Российским Красным Крестом» по социально-медицинскому обслуживанию на дому. Во многих регионах активно развивается волонтерство, причем именно пожилые люди здесь играют «главную» скрипку.

Еще одна позитивная тенденция в этой работе состоит в том, что в ряде регионов Российской Федерации возрождается практика сотрудничества с представителями традиционных религий по оказанию паллиативной помощи гражданам пожилого возраста. Рабочая группа считает, что назрела необходимость системно поддерживать это направление, потому что оно, прежде всего, востребовано самими гражданами пожилого возраста.

Третий элемент в системе активного долголетия, как Вы справедливо отметили, Дмитрий Анатольевич, - это поддержка активного досуга и здорового отдыха пожилых людей.

По опыту общения с пожилыми людьми и по тем предложениям, которые дали регионы, будет востребовано проведение мероприятия всероссийского масштаба для этой категории граждан. У нас в Ханты-Мансийском автономном округе серьезная спортивная биография, и мы были бы готовы принять первые Всероссийские соревнования для пожилых людей на югорской земле.

В отношении отдыха - на встречах с пенсионерами, ветеранами и инвалидами, неоднократно поднимался вопрос, очень чувствительный именно для северян. Федеральным законом для них один раз в год гарантировано право на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Пользуясь случаем, уважаемый Дмитрий Анатольевич, выполню наказ всех северян, имеющих право на эту компенсацию, и попрошу Вас оказать содействие в снятии излишних бюрократических «рогаток» для получения этих выплат. Дело вот в чем: помимо проездных документов, пенсионеры вынуждены добывать разного рода справки, подтверждающие то, что они отдыхали. Поскольку само это понятие внятно законодательством не определено, у нас, у чиновников, возникает соблазн и возможность по-своему трактовать - произошел этот факт или не произошел. Факт такого произвольного поведения чиновников в этом вопросе подтверждает судебная практика. Я думаю, вряд ли целесообразно системное вовлечение пенсионеров в судебные тяжбы с государством – не для этого мы это право определяли законодательством Российский Федерации.

Уважаемые коллеги.

Если деятельное долголетие – это основа для повышения качества жизни и активности пожилых людей, то второй блок наших обязательств связан с обслуживанием нуждающихся в постоянном уходе одиноких пожилых людей.

Проблема «одинокой старости» приобрела действительно массовый характер - в большинстве случаев именно на одиночество жалуются пожилые люди, даже чаще чем, на болезни или недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

Это говорит, прежде всего, о необходимости укрепления такой семейной ценности, как забота о пожилых членах семьи. Здесь необходим, на мой взгляд, самый широкий инструментарий, начиная от практики «семейных сертификатов» для ухаживающих за внуками пенсионеров и семей, не прибегающих к услугам социальных служб для ухода за стариками, заканчивая механизмами социальной рекламы для формирования положительного восприятия таких семейных принципов.

Вы называли, Дмитрий Анатольевич, еще один аспект этой проблемы, связанный с очередями в учреждения социального обслуживания для пожилых людей. Очевидно, что решение этой проблемы в целом по стране потребует не только значительных средств и времени, но и распространения новых подходов. В этой связи, на наш взгляд, в правовой поддержке и тиражировании кроме тех мер, о которых Вы уже сказали, нуждается практика регионов по развитию института приемной семьи и профессиональных опекунов. Это решения, которые, с одной стороны, по оценкам экспертов в восемь-девять раз снижают затраты бюджета на обслуживание пожилых людей, и одновременно обеспечивают выполнение социальной услуги, воссоздавая семейные условия для проживания одиноких пожилых граждан. Такая практика помогает оздоровлению института семьи и общества в целом.

Хочу обратить внимание и на то, что именно одинокие пожилые люди являются наиболее социально уязвимой группой с точки зрения угрозы мошеннических действий. Здесь, на наш взгляд, необходимо проработать соответствующие правовые барьеры. В частности, возможность аннулировать сделки купли-продажи недвижимого имущества людей пенсионного возраста и ограничивать право на отчуждение недвижимого имущества пожилых людей, числящихся пропавшими без вести.

Завершая выступление, от имени рабочей группы должна поблагодарить членов президиума Госсовета, все субъекты Российской Федерации – практически каждый из них предоставил материалы, которые запросила рабочая группа, Министерства Правительства Российской Федерации, и, в первую очередь, Министерство здравоохранения и социального развития. Потому что тот материал, который мы предоставили на сегодняшнее заседание, был сформирован в большей степени субъектами Российской Федерации и Министерством.

И последнее, завершая, замечу следующее, что сегодняшнее обсуждение, надеюсь, позволит снизить тревожность тезиса о старении населения Российской Федерации. Ведь если люди живут дольше, значит наша работа влияет все-таки на улучшение качества жизни людей. Именно поэтому любое наше управленческое решение в области, которую мы сегодня обсуждаем, должно проверяться на соответствие трем принципам – чтобы пожилой человек был обеспечен, здоров и не чувствовал себя одиноким.

Благодарю за внимание.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Уважаемая Наталья Владимировна! Я, Прокопович Р.В., ветеран труда, очень тронута Вашей заботой и вниманием о нас, людях пожилого возраста. Считаю важныl4; моментом Вашего обращения то, одинокие пожилые люди должны быть защищены от мошенников по купле-продажи недвижимости. В этом вопросе много беззакония. Списибо.

Отправить комментарий